Методы изучения Библии
Курс магистра богословия Олега Шевкуна освещает три шага индуктивного метода изучения Библии: наблюдение, толкование и применение. В ходе прохождения курса вы освоите навыки толкования текстов разных жанров и применения библейских истин в жизни.
Бессрочный доступ к материалам
Живое общение со спикером
Доступ к комьюнити в Telegram
Возможность получения сертификата
5 часов работы в молуле
Обучение с элементами геймификации
Цели и задачи курса:
📝познакомить с тремя шагами индуктивного метода изучения Библии;
📝 показать приёмы эффективного чтения Священного Писания;
📝 объяснить особенности толкования разных библейских жанров и закрепить знания на практике;
📝 донести важность применения библейских принципов в жизни.
Преподаватель курса:
Олег Шевкун Филолог. Рукоположенный пастор. Журналист. Выпускник Московского государственного университета и Далласской богословской семинарии. Ведущий программ «Теос медиа». Руководитель проекта и ведущий стримов Tiflo.Info.
Как проходит мини-курс
Смотрите видео в удобное время
За 10 модулей изучите видеоматериалы и дополнительную литературу. Мы делаем акцент на практику и рассказываем, как применить полученные навыки в служении.
Изучаете материалы
Мы подготовили для вас полезные материалы: лекции, книги, статьи и другие бонусы. Эти материалы пригодятся в работе и помогут погрузиться в тему курса.
Закрепляете навыки
Выполните практические работы после каждого модуля обучения. Все работы проверит персональный куратор – пройдите успешно и получите сертификат.
Общаетесь со спикером
Куратор на связи в течение всего обучения. Спросите, что непонятно, и онлайн задайте любой вопрос, не отвлекаясь от изучения.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
✅1. Введение
✅2.Изучать Библию должен каждый
✅3.Основополагающие истины в изучении Библии
✅4.Цель, аспекты и методы изучения Библии
✅5.Этапы изучения Библии
✅6.Шесть этапов
✅7.Описание и общая схема применения синтетического подхода
✅8.Исследование текста
✅9.Основные структурные связи
✅10.Типы структурных указателей в Библии
✅11.Составление обзорной таблицы №2
✅12.Составление обзорной таблицы №3
✅13.Выводы Часть 1
✅14.Выводы Часть 2
✅15.Общее представление о наблюдении в аналитическом
✅16.Первый способ текстологического наблюдения
✅17.Второй способ текстологического наблюдения Часть 1
✅18.Второй способ текстологического наблюдения Часть 2
✅19.Структура и конспект
✅20.Практика
✅21.Тема и замысел автора книги
✅22.Наблюдение и толкование
✅23.Этапы толкования: разъяснительные вопросы
✅24.Этапы толкования: контекст
✅25.Этапы толкования: сравнение текста и понимание культуры
✅26.Этапы толкования: дополнительные источники
✅27.Оценка результатов проведенного исследования
✅28.Что такое применение и как «наводить мосты» для себя
✅29.Истины, заключенные в тексте
✅30.Практика
✅31.Формула применения
✅32.Как соотнести применение с нашей жизнью
✅33.Размышление и практическое исполнение
ВВЕДЕНИЕ
Три шага изучения Библии
В вводной лекции курса «Методы изучения Библии» преподаватель Олег Шевкун рассказывает о своей истории знакомства с Библией. Вы не только узнаете о том, что пробудило в нем любовь к Священному Писанию и желание глубже изучить его, но и сможете задуматься над следующими вопросами: «Почему полезно изучать Библию?» и «Почему люди не изучают или мало изучают Библию?»
В конце вводной лекции преподаватель познакомит вас с методом, который Бог использует во всех сферах бытия. И вы на протяжении всего курса будете применять три шага этого метода для изучения фрагментов из Священного Писания.
Основной вопрос наблюдения
Основной вопрос наблюдения — «Что я вижу?» Чтобы проверить, насколько вы наблюдательны, преподаватель Олег Шевкун предлагает вам ответить на несколько вопросов. Все это необходимо для того, чтобы еще раз подтвердить известный принцип: быстрый и необдуманный ответ чаще всего бывает неверным. Людям, давно читающим Библию, порой кажется, что они хорошо знают библейские истории, и что у них нет необходимости в тщательном и внимательном изучении фрагмента. Именно поэтому в данном фрагменте лекции подчеркивается мысль, что игнорирование мелких деталей может привести к неправильному цитированию Священного Писания.
Дедуктивный и индуктивный методы
Реформация побудила людей к самостоятельному изучению Священного Писания. Но как изучать Библию? Какой выбрать метод? Фрагмент из фильма о Шерлоке Холмсе напомнит вам о дедуктивном методе, который он использовал для расследования преступлений и детективных историй. Несмотря на то, что наблюдательность в этом методе играет очень важную роль, вы не будете пользоваться методом Шерлока Холмса. Преподаватель объяснит достоинства этого метода, а также покажет, чем он отличается от индуктивного метода изучения Библии, который вы будете использовать в данном курсе.
РАЗДЕЛ 1: Шаг первый: Наблюдение
Чтобы быть достаточно наблюдательным человеком, нужно научиться читать. Для чтения Священного Писания можно применять общие принципы, которые используются для чтения художественной литературы. Преподаватель Олег Шевкун предлагает вашему вниманию десять приемов эффективного чтения, которые были сформулированы Мортимером Адлером. Вы узнаете о пользе этих принципов в процессе выполнения практических упражнений.
1.1. Читайте вдумчиво, многократно, терпеливо, вычленяя главное
Как читать Библию, чтобы понимать ее и правильно применять в жизни? — Отвечая на этот вопрос, преподаватель Олег Шевкун познакомит вас с десятью приемами эффективного чтения. В этом фрагменте лекции преподаватель рассмотрит четыре приема и объяснит, что такое вдумчивое чтение, почему Писание необходимо читать терпеливо, в чем ценность и польза многократного чтения одной книги. Вы также научитесь с помощью правильно сформулированных вопросов вычленять в тексте самое главное.
1.2. Читайте с молитвой и творчески
Чтобы научиться читать Библию и получать духовную пищу для себя, необходимо читать с молитвой. А вот чтобы оживить Библию для других, важно применять творческий подход к чтению. В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун поможет выйти из парадигмы «я этот текст знаю» и подскажет, как увидеть в знакомой всем притче нечто современное и как соотнести знакомые моменты из текста с нашей жизнью. В качестве практической иллюстрации творческого взгляда на Писание используется притча о добром самарянине из Евангелия от Луки.
1.3. Читайте с размышлением, целенаправленно, телескопически, чтобы познать
В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун рассматривает еще несколько приемов эффективного чтения. Вы лучше поймете содержание Библии, если будете размышлять над текстом после его прочтения. Чтение должно быть целенаправленным, так как мы начинаем читать по-настоящему только тогда, когда хотим найти ответ на вопрос. Познание Бога и Его воли — это одна из целей изучения Священного Писания. Достижение данной цели поможет лучше разбираться в жизни. И последний прием — это телескопическое чтение. Хорошие исследователи умеют видеть соотношение между фрагментами Писания, но это будет доступно и вам, если только вы научитесь читать телескопически.
1.4. Связь Ветхого и Нового Заветов
В предыдущем фрагменте лекции вы познакомились с телескопическим видом чтения. Это прием, который позволяет перебрасывать мостик от Ветхого Завета к Новому Завету. Чтобы помочь вам понять на практике, как работает данный вид чтения, как погрузиться в текст и как сделать новые открытия, преподаватель Олег Шевкун рассматривает библейскую историю из 22-ой главы Книги Бытия, а также помогает перебросить мостик, соединяющий историю о женщине у колодезя с современной реальностью.
В конце этого фрагмента вы узнаете, на что необходимо обращать особое внимание при чтении Священного Писания.
РАЗДЕЛ 2. Шаг второй: Толкование (Часть 1)
На этапе толкования вам необходимо определить, какое значение вложили Бог и автор в изучаемый вами текст. Но как определить первоначальное значение библейского текста? В этой лекции преподаватель Олег Шевкун расскажет, как преодолеть преграды в толковании, как применять пять ключей к толкованию, чтобы раскрыть главные идеи библейского текста. Вы познакомитесь с разными библейскими жанрами и особенностями толкования текстов в соостветствии с законами жанра. Во время выполнения практических упражнений вы научитесь пользоваться интрументами толкователя и сделаете много интересных открытий.
2.1. Преграды в толковании. Языковые и культурные
Этап толкования можно сравнить с преодолением преград. В данном фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун рассматривает языковые и культурные преграды. В современном мире нам приходится преодолевать эти преграды, однако библейские повествования происходили не только в другой культуре, но и в другом времени. К сожалению, некоторые комментаторы забывают о культурных особенностях Израильского народа и толкуют тексты по-своему. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо научиться воссоздавать культурный контекст.
2.2. Преграды в толковании. Географические и исторические
Вы уже знаете, что толкование можно сравнить с преодолением преград. Кроме языковых и культурных преград, вы можете столкнуться с географическими и историческими барьерами, мешающими вашему пониманию Библии. Мы не всегда знаем рельеф местности, расстояния между городами и т.п. Мы также можем не знать о жизни исторических персонажей, о царях и о римских правителях. В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун объясняет, к чему приводит незнание географии и истории, а также указывает на способы преодоления этих преград.
2.3. Инструменты толкователя. Переводы и симфония
Даже если вы не знаете древних языков, вы всё равно можете преодолеть языковые преграды в толковании с помощью разных переводов Библии и Симфонии. В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун не будет говорить о том, какой перевод Библии лучше, и сколько видов Библии должен иметь толкователь. Чтобы продемонстрировать, как использовать Симфонию при изучении значения слова и его употребления в разных текстах, вы рассмотрите стих из Книги Иисуса Навина 1:8.
2.4. Инструменты толкователя. Библейские словари и атласы
Библейские словари и справочники помогают преодолеть не только языковые, но и исторические преграды. Библейские словари нужны для того, чтобы найти фоновую информацию. Они помогают найти значения библейских имен, которые бывают очень важны при толковании текста. Например, вы сможете узнать , чем Авраам отличается от Аврама. В этих пособиях содержится краткое описание жизни библейских героев. Когда вы прочтете статью об Ироде, вы поймете, почему он боялся за свой царский трон, и вам станет понятно, почему он приказал уничтожить младенцев в Вифлееме. Не стоит принебрегать атласами и картами, которые помогут соотнести библейскую географию с современностью.
2.5. Инструменты толкователя. Комментарии
Несмотря на то, что комментарии — это полезный инструмент в руках умелого толкователя, необходимо преодолевать искушение воспользоваться статьей из комментария, вместо того, чтобы самостоятельно пройти все этапы толкования. В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун рассказывает о разных видах комментариев и об их применении. Как выбрать хороший комментарий? Какие проблемы возникают при использовании комментариев? Ответы на эти вопросы вы найдете в данном фрагменте.
2.6. Инструменты толкователя. Компьютерные программы
В 21-м веке появилось еще одно важное средство, помогающее облегчить процесс понимания Божьего Слова. Это всевозможные компьютерные программы и модули. Однако, компьютерные программы — это лишь новая форма представления материала и использование других носителей информации. Современный носитель и производит ту революционную перемену, о которой пойдет речь в этом фрагменте.
РАЗДЕЛ 3. Шаг второй: Толкование (Часть 2)
Пять ключей к толкованию — это пять принципов толкования. В данном фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун рассказывает и показывает, как с помощью этих ключей открыть двери к пониманию библейского текста. Чтобы верно истолковать текст, необходимо обращать внимание на содержание и контекст, уметь сопоставлять одни части Писания с другими. О важности культуры и справочных материалов уже говорилось в предыдущей лекции. Все эти ключи дают определенные гарантии против искажения текста.
3.1. Содержание. Контекст. Сопоставление
Прежде чем перейти к теме «Пять ключей к толкованию», преподаватель Олег Шевкун предлагает послушать фрагмент чтения Торы на еврейском языке. Некоторые ключи к толкованию вам уже известны. Содержание — это тот сырой материал, который вы подготовили для толкования на этапе наблюдения. Но на этом толкование не заканчивается. Вам необходимо познакомиться с разными видами контекста и научиться сопоставлять одни фрагменты Писания с другими. От теории вы сразу же перейдете к практике.
3.2. Роль Петра в ранней церкви. Матф. 6:16-19. Служение в Иерусалиме и Самарии
При чтении Матф.16:16-19 вы задаете себе вопрос: «Почему именно Петр назван камнем, на котором Христос построит свою церковь? Почему у Петра хранятся ключи от Царства Небесного?» Если вам непонятна роль Петра в ранней церкви, то рассмотрите этот фрагмент в широком контексте. Вы также узнаете о служении Петра в Иерусалиме и Самарии, но уже из Книги Деяний Апостолов.
3.3. Роль Петра в ранней церкви. Матф. 6:16-19. Служение язычникам
В предыдущем фрагменте лекции вы узнали о служении Апостола Петра в Иерусалиме и Самарии. Продолжая толкование Матф.16:16-19, вы найдете повествования в Книге Деяний Апостолов, которые описывают служение Петра среди язычников. В конце этого фрагмента вы сможете сформулировать выводы о роли Петра в ранней церкви и на практике примените некоторые из ключей к толкованию.
РАЗДЕЛ 4: Шаг второй: Толкование (Часть 3)
РАЗДЕЛ 5: Шаг второй: Толкование (Часть 4)
В этой лекции речь идет об интерпретации еще одного большого класса новозаветных книг — евангельских текстов. Преподаватель Олег Шевкун объясняет особенности толкования Евангелий и учит находить евангельские парадоксы и внутреннюю связь между отдельными эпизодами. Практические упражнения и разбор библейских текстов будут особенно полезны тем, кто только приступает к толкованию Священного Писания, так как в событиях, связанных с жизнью Иисуса Христа, очень много интересного, но скрытого от невооруженного взгляда.
5.1. Природа Евангелий
При толковании евангельских текстов необходимо начинать с автора. С одной стороны, у нас есть синоптические евангелия, а с другой — Евангелие от Иоанна. В этой лекции преподаватель Олег Шевкун обзорно рассматривает различия между Евангелиями с точки зрения предполагаемой аудитории и содержания. Вы научитесь распознавать евангельские парадоксы и видеть значение евангельских событий в свете искупления человечества.
РАЗДЕЛ 6: Шаг второй: Толкование (Часть 5)
РАЗДЕЛ 7: Шаг второй: Толкование (Часть 6)
Ветхозаветное повествование — это еще один библейский жанр, который требует определенного подхода при толковании. Повествования в Ветхом Завете — это история действия Бога через человека, через Свой народ. Израильтянам было чуждо понятие истории как последовательности дат и событий. Израильтяне видели историю как действие Бога в своем народе. События происходят, потому что Бог хочет чему-то научить, побудить о чем-то размышлять. В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун поможет увидеть, как связаны между собой события в Книге Руфь.
7.1. Книга Руфь. История семьи
В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун предлагает применить принципы толкования ветхозаветного повествования к Книге Руфь. Для этого необходимо изучить обстановку, рассмотреть сюжет и узнать как можно больше о героях повествования. Исследование текста начинается с изучения исторического фона, определения значения имен главных персонажей и причины переселения семьи Елимелеха и Ноеминь. В этом фрагменте рассматриваются только пять стихов из первой главы: после ухода из Вифлеема до решения вернуться в Вифлеем.
7.2. Книга Руфь. Молитва о милости
Узнав о том, что Бог посетил народ Свой, Ноеминь собирается вернуться в Вифлеем. В этом фрагменте лекции преподаватель объясняет понятие «парные герои». В данном случае парными героями являются Орфа и Руфь. Одна из героинь существует для того, чтобы мы лучше поняли другую. Но основной акцент в этой лекции делается на молитву Ноемини, в которой она просит Господа о милости. Вы увидите, как на протяжении всей книги Бог будет отвечать на ее молитву.
7.3. Книга Руфь. Возвращение в Вифлеем
Что происходит после того как Ноеминь и Руфь возвращаются в Вифлеем? В данном фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун обращает внимание на то, что с этого момента начинается «возвращение» и восстанавливается то равновесие, которое было нарушено из-за ухода от Бога. Преподаватель снова подчеркивает ту мысль, что история для Израильского народа — это Божьи действия, и показывает, как события, описанные в изучаемом тексте, свидетельствуют о Божьем ответе на молитву Ноемини. Интересны также молитва Вооза и Божий ответ на его молитву.
7.4. Книга Руфь. Ответ на молитву
В этом фрагменте продолжается знакомство с событиями, описанными в Книге Руфь, начиная с 11-го стиха четвертой главы. Преподаватель обращает внимание на молитву народа у ворот и вспоминает еще об одной проблеме в семье Ноемини. Проблема первой главы заключалась не только в том, что Ноеминь ушла из Вифлема, но и в том, что род Елимелеха мог исчезнуть. Именно поэтому и нужен был родственник, который мог бы продлить семя. Но продлилось оно таким образом, что в израильское родство вписалась женщина из другого народа. И снова вы увидите ответ на молитву Ноемини.
РАЗДЕЛ 8: Шаг второй: Толкование (Часть 7)
Какие принципы необходимо применять для толкования такого библейского жанра как поэзия? На что следует обращать особое внимание при чтении еврейских поэтических текстов? В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун и теоретически, и практически затрагивает такие темы, как виды параллелизма, особенности образной речи и связь троп и образов с Божьим действием. Вы рассмотрите структуру и содержание нескольких псалмов. Каждый из псалмов — это алмаз, который можно рассматривать с разных сторон и дивиться тому, как Бог устроил Свое Слово.
8.1. Особенности поэтической речи
Что делает поэзию поэзией? Такой вопрос задает преподаватель Олег Шевкун слушателям курса, чтобы определить основные характеристики поэтической речи. Одна из особенностей поэзии — это передача чувств, мыслей и желаний через образы. В чем же особенность речевых оборотов в еврейском языке? Ответом на этот вопрос послужит описание старости в Книге Екклесиаст.
8.2. Образный язык
Поэзия — это не просто некая формальная структура. Поэзия — это еще и определенное состояние чувств и способ их выражения. В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун напоминает нам о том, что псалмы — это поэтические произведения. Что особенного в поэтической речи, и почему она так устроена? Преподаватель не дает подробного описания образов и тропов, но объясняет, как образный язык связан с Божьей деятельностью.
РАЗДЕЛ 9: Шаг второй: Толкование (Часть 8)
9.1. Подходы к толкованию
Как толковать Писание — буквально или образно? Большинство толкователей подчеркивают преимущества буквального толкования. В этом фрагменте преподаватель Олег Шевкун объясняет принцип буквального толкования. Но далеко не все толкователи Священного Писания стоят на этом принципе. Несмотря на то, что существуют определенные причины, требующие образного толкования некоторых библейских текстов, не следует чрезмерно увлекаться образным толкованием. Преподаватель подчеркивает важную мысль: если увлечься образным толкованием, то можно не заметить какие-то моменты, которые Бог хочет, чтобы вы поняли.
9.2. Пророки и пророческое время
В ветхозаветное время функцию пророка выполняли особые люди, которые получали помазание Бога для своего служения. Пророк – это не просто предсказатель, а глас Божий. В этом фрагменте лекции о принципах толкования различных библейских жанров преподаватель Олег Шевкун обращает внимание на особенности пророческих текстов. Вы рассмотрите пророческие тексты из Книг пророков Исайи, Осии и Аввакума.
РАЗДЕЛ 10: Шаг третий: Применение
Информация, добытая на этапе наблюдения, и выводы, сделанные на этапе толкования, потеряют всякий смысл, если пропустить этап применения. Но как донести истины до человека так, чтобы он приступил к действию? Преподаватель Олег Шевкун говорит о контекстуализации библейского текста, о правильном формулировании библейских принципов и о шагах, которые помогут запустить процесс преображения человека.
10.1. Основной вопрос применения
Когда мы читаем библейский текст без применения, переполняется разум, но не изменяется сердце. Если в проповеди нет слов о практическом применении услышанного, то слушатели слышат лекцию, и ничего более. В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун подчеркивает важность применения и объясняет шаги этого применения. В качестве иллюстрации он предлагает истолковать Притчи 24:30, чтобы сформулировать правильное применение и понять, как оно действует.
10.2. Контекстуализация и библейские принципы
Для того, чтобы применить Священное Писание на практике, нам необходимо учитывать три контекста Библии: исходный библейский контекст, контекст нашего времени и контекст своей жизни. В этом фрагменте лекции Олег Шевкун говорит о важности контекстуализации и библейских принципов на этапе применения. Преподаватель делится своими впечатлениями о проповеди Билли Грэма, который умело использовал принцип контекстуализации. В конце фрагмента вы узнаете, как правильно формулировать библейские принципы, чтобы они были не абстрактными, а реально выполнимыми.
10.3. Процесс преобразования жизни
Знание библейского контекста, знание проблем сегодняшнего дня, умение вывести принцип из Священного Писания и применить его — все это поможет нам меняться, поможет меняться нашему сердцу. В этом фрагменте лекции преподаватель Олег Шевкун разъясняет процесс преобразования жизни и перечисляет шаги на пути к изменениям. Что необходимо сделать, чтобы поставленные цели были достигнуты? Преподаватель приводит интересный эпизод из своей жизни, наглядно иллюстрирующий, как происходят изменения в человеке в повседневной жизни.